Точных данных о дате фотографии нет.
Судя по эмблемам связиста и лейтенантским "кубикам" (по УПК лейтенанта присвоили в феврале 1936 г., а старшего лейтенанта в марте 1937 г.), а также учитывая, что Приказом НКО СССР №33 от
10.03.1936 г. эмблемы связи поменяли вид с на значит фото февраль-март 1936 года. Должность на тот момент командир взвода связи батальона.
С 1939 г. была отменена подвеска (цепочка) значка "Готов к ПВХО".

Проскурин Роман Иванович родился 18 июня 1905 г. (по документам личного дела в архиве МО г.Подольск) по документам ОБД - 1904 г. в селе Кулевка Старооскольского (ныне Горшеченского) района Центрально-Черноземной (ныне Курской) области. Родился в крестьянской семье и был младшим из троих детей. В 1915 году умер отец, в 1916(18) - мать. С 1916 года работал батраком по найму. Содержал себя, брата (был болен) и сестру вплоть до 1926 г., когда был призван в РККА в 57 СП 19 Воронежской СД. Первый год службы был красноармейцем хозроты, при этом обучался грамоте, на второй год переведен в полковую школу, по окончании которой в 1929 г. оставлен на сверхсрочную службу. В полковой школе исполнял обязанности помощника командира взвода. В 1930 г. откомандирован на учебу в Рязанскую пехотную школу им. К.Е. Ворошилова - ныне Рязанское училище ВДВ, по окончании которой в 1932 г. по приказу РВС (реввоенсовета) был откомандирован в 3-ю военную школу летчиков и летчиков-наблюдателей г.Оренбург, - ОВВАКУЛ им. И.С. Полбина.




Оренбургское училище летчиков в 1932 г. и в наше время.

"В 1931 году рядом с учебным корпусом 2-го отдела (лётнабов) на пустыре, где ещё возвышался вал Успенского бастиона Оренбургской крепости, вырос 5-этажный корпус «А» 13-го авиагородка, именно его позже, после испанских событий, будут именовать «Мадридом». В окрестностях Оренбурга строились аэродромы. Основной — центральный аэродром сооружался у северной окраины города. На нём расположилась авиаэскадрилья 2-го отдела лётнабов. Для практического бомбометания, воздушных стрельб оборудовали южнее города  большой полигон, позже перенесённый на восток от центрального аэродрома...".

В это же время в то же училище на учебу был направлен будущий главком ВДВ В.Ф. Маргелов. "С декабря 1932 года - курсант 3-й Оренбургской школы лётчиков и лётчиков-наблюдателей, но уже в январе 1933 года отчислен из неё за «политически неграмотные высказывания». ссылка

Для примера, о порядке направления в школу летнабов:
"Летом 1932 года я командовал ротой 45-го стрелкового полка 15-й Сивашской дивизии. Был разгар лагерной учебы. Однажды, вернувшись из дальнего похода, я только собрался отдохнуть, как вместе с другими командирами был вызван в штаб дивизии. Шагая по усыпанным желтым песком дорожкам, на которые высокие сосны бросали длинные вечерние тени, мы гадали, зачем понадобились начальству.
   — Это по поводу предстоящих маневров, — предположил я.
   Все со мной согласились и... ошиблись. В большой штабной палатке нас ожидал представитель Военно-Воздушных Сил — седой, сухощавый командир с бронзовым от загара лицом и светлыми спокойными глазами. Он сказал, что в связи с быстрым развитием советской авиации нужны летные кадры — дисциплинированные, волевые люди и предложил желающим подавать рапорты по команде о приеме в летные школы.
   Я подал рапорт и через месяц, простившись со своей ротой и полковыми товарищами, выехал в Оренбургскую школу летчиков и летчиков-наблюдателей.
   В просторной светлой казарме школы летчиков собрались молодые командиры — представители всех родов войск: пехотинцы, артиллеристы, кавалеристы, саперы, самокатчики... Все мы хотели летать, но путь к самолету лежал через целую серию медицинских кабинетов и 11 месяцев упорной учебы. В кабинетах врачи осматривали нас, выслушивали, выстукивали, крутили на вертящемся кресле, заставляли читать разноцветные цифры и складывать замысловатые фигуры из бумажных квадратов и треугольников, напоминающих детскую игру. Наконец всех абсолютно здоровых зачислили слушателями в школу.
   Учеба будущих авиаторов началась с экскурсии на аэродром. Его огромное поле с взлетно-посадочными полосами, ангары, мастерские, метеорологическая станция, возле которой в белых ящиках, похожих на ульи, размещались приборы, произвели на нас большое впечатление. Особенно долго мы задержались в ангаре, где на цементном полу плотными рядами стояли самолеты. Здесь пахло бензином, эмалитовыми красками, а на стенах висели большие плакаты, строго предупреждающие: «НЕ КУРИТЬ!». Мы с уважением разглядывали моторы самолетов, прикрытые металлическими капотами, различные детали с незнакомыми названиями: элероны, амортизаторы, стабилизаторы, триммеры...
   — Да, летать на самолете — не верхом ездить, — сказал один из слушателей, бывший кавалерист. — Там вся техника — седло да уздечка.
   Вскоре наступила суровая оренбургская зима с сорокаградусными морозами и метелями. На аэродром мы — будущие летчики-наблюдатели — приходили только расчищать снег, а занимались главным образом в классах — изучали аэронавигацию, бомбометание, воздушную стрельбу, аэрофотосъемку и многое другое.
   Большая часть времени отводилась аэронавигации. Тогда эта наука была еще очень молода. В годы первой мировой войны от летчика-наблюдателя требовалось только умение вести в воздухе огонь, производить бомбометание и аэрофотосъемку. Штурманское же дело представляло тогда собой довольно ограниченный комплекс несложных расчетов. Летали главным образом вдоль шоссейных и железных дорог, а это удлиняло маршрут, не позволяло летать при плохой видимости.
   Когда я пришел в авиацию, летчик-наблюдатель должен был уже иметь основательную штурманскую подготовку. Советские авиаторы тогда начали летать по дальним сложным маршрутам, и молодых летчиков-наблюдателей подготавливали так, чтобы они могли водить самолеты днем и ночью, в туманы и непогоду".
В.Г. Романюк «Заметки парашютиста-испытателя» Пошел в авиацию.



 
 
Фото в летном училище 1932 г.

Заключение выпускной аттестации на слушателя 2-го отдела военной школы летчиков и летнабов Проскурина Романа Ивановича: "Может быть летчиком-наблюдателем войсковой авиации". Закончив учебу по специальности летчика-наблюдателя, был направлен для прохождения службы в 3-й авиапорт Хотсело.
Как предположения относительно того, что такое 3-й авиапорт Хотсело:
1. "В 1920-х годах на возвышенности между деревнями Жарково, Кишкино и Хотово развернулось строительство огромного аэродрома. Предстояло вырубить большой лесной массив, выкорчевать пни, оставив ровное без ям и бугров летное поле. Чкаловский строился как испытательный аэродром НИИ ВВС. Т.е., помимо самой большой в СССР БВПП, там строились аэродинамические трубы, барокамеры, самолетные весы, опытный завод и др. научно-испытательные объекты. 10 ноября 1932 года начальник Управления ВВС Я.И. Алкснис подписал два важных приказа. Один - о приеме в эксплуатацию аэродрома, другой - о перебазировании авиаторов НИИ ВВС с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Щелковский аэродром". (из истории создания аэродрома Чкаловский).
Это предположение коррелирует с семейной историей о том, что в пехоту дед был списан после авиакатастрофы, которые, естественно, случались на испытательном аэродроме, например, "на восточной окраине аэродрома в те годы находилась деревня Жарково. Просуществовав может быть века, деревня исчезла с лица земли. Причиной этому стала авиакатастрофа 26 сентября 1937 года. В тот день летчикам П.М. Стефановскому и В.Е. Дацко предстоял испытательный полет на учебном бомбардировщике СБ. Однако, произошло неожиданное: вскоре после отрыва от земли выключились оба двигателя и машина рухнула на один из деревенских домов...".
2. Аэродром Хотилово (территориально ближе к Псковской области). Подробной довоенной истории аэродрома найти не удалось, но 19.05.2012 г. авиабаза отпраздновала 70-летие. Значит в 1932-33 гг. какой-то аэродром там уже был.
3. В 1930-е годы теперь уже Детскосельский (бывший Царскосельский) аэродром стал одним из основных военных аэродромов Ленинградского Военного округа. C 1933-го по 1938-й на нём базировалась 3-я авиадесантная бригада особого назначения имени С.М. Кирова.

В 1933 году дед был направлен (как он пишет в своей автобиографии того периода - "отослан") для прохождения службы в 168 СП 56 СД в город Порхов Псковской области. Первоначальная должность в 168 СП - командир взвода 2 стрелковой роты 1 батальона.

В Порхове познакомился со своей будущей женой Проскуриной (Ивановой) Евдокией Нестеровной. Во время голода 1932-33 гг. помог перебраться брату Федоту с семьей в Порхов и как мог поддерживал брата за счет военного пайка и обеспечения обмундированием (выдавались отрезы ткани для пошива формы).
В 1937 и 1938 годах у Романа Ивановича родились два сына погодки - Анатолий и Владимир.

Лейтенант Проскурин Р.И. с женой и братом Федотом.

Сыновья Проскурина Р.И.



 Из Порхова дед уезжал на все военные конфликты, в которых участвовала 56 СД, и сюда же возвращался.



Красной точкой обозначено место расположения дома, где жила семья Проскуриных в Порхове.
Дом был сожжен во время отступления немцев в феврале 1944 г. В середине 60-х отстроен заново.


В семье хранится история о том, что у деда в середине 30-х начались проблемы с желудком и бабушка очень переживала, когда дед уехал на финскую войну. Но, к всеобщему удивлению, дед вернулся поздоровевший и поправившийся в теле, - чистый спирт для согрева неожиданно оказал лечебное действие на желудок. 
После передислокации дивизии в Западную Белоруссию, в Гродно дед взял семью с собой. Проживала семья в военном городке Фолюш до мая 1941 г. В мае, взяв отпуск, дед отвез семью в Порхов и вернулся к месту службы один. О дальнейшей его судьбе ничего не известно.
 
В памяти жены и детей последняя должность - командир роты связи. Согласно донесению о пропавшем без вести, исполнял должность начальника связи 213 СП и одновременно должность помощника начальника связи (3-е отделение штаба) дивизии, видимо, по радио (К-3-43). Это создает неоднозначность относительно местонахождения деда 22.06.1941 г. по боевой тревоге.
В приказе значится только как начальник связи полка. 




Учетно-послужная карточка


Приказ ГУК НКО №0741 от 06.08.1943 г. пропал без вести.
Выписка выслана в Псковский ОВК №606246 от 28.06.1945 г.
Жена Проскурина (Иванова) Евдокия Нестеровна. Сумма пособия не выплачивается из-за отсутствия документа.
Адрес: Псковская область, город Порхов, улица 3 Коминтерна, д.55.
Адрес до эвакуации: Западная Белоруссия, город Гродно, военный городок.
Прекратилась связь с 17 июня 1941 года.
Запрос 24.03.1945 г. женой в Центральное справочное бюро.
Ответ: 10.04.1945 г. заполнить анкету.
Свидетельство о браке №152.

Звание капитан присвоено 21.04.1941 г. Приказ НКО №01063.
Образование: Пехотную школу, КУКС связи. Поступил на службу в 1926 году.

Приказы по ЛВО в РГВА:
Присвоено звание лейтенант Приказ №0683/4 от 17 февраля 1936 г. (выслуга 1 год - до следующего звания).
Командиру взвода связи батальона 168 СП лейтенанту присвоено звание старший лейтенант Приказ №979 от 31 марта 1937 года.



Внучки Проскурина Романа Ивановича


Павлова (Проскурина) Елена Владимировна, доцент кафедры химии Псковского государственного университета.
Ученая степень - кандидат педагогических наук.
Образование - В 1987 году окончила естественно-географический факультет ПГПИ им. С.М. Кирова по специальности «учитель биологии-химии». В 2004 году – аспирантуру по специальности «13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования» в ПГПИ им. С.М. Кирова. В 2004 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Сфера научных интересов Методика преподавания химии, ценностные ориентации современной молодёжи.
Список преподаваемых дисциплин -  «Общая химия», «Химия окружающей среды», «Медико-биологические основы безопасности жизнедеятельности».
Повышение квалификации и (или) профессиональная переподготовка:
Современные технологии в образовании, Москва, МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008 г.;
Теория решения изобретательских задач как база развития инновационного мышления, Казань, КГТУ им. А.Н. Туполева, 2010 г.;
Инновации в системе ВПО, Казань, Казанский государственный технологический университет, 2011 г.
С 1987 года работала в Псковском политехническом институте старшим лаборантом, затем старшим преподавателем кафедры физики и химии. С 2005 года – доцент кафедры физики и химии ППИ, с 2007 года – доцент кафедры инженерной защиты окружающей среды. Принимала участие в программе дополнительного образования по переподготовке инженеров-экологов. Являлась менеджером по работе со студентами, обучающимися в сокращённые сроки на инженерно-строительном факультете ППИ. С 2013 года, – доцент кафедры химии ПсковГУ.
Список публикаций (ключевые публикации, монографии, пособия):
  1. Некоторые дидактические аспекты преподавания учебной дисциплины «Химия»//Естествознание и математика: Труды ППИ. – Псков: Изд-во ППИ, 2005. –  №9.1. – С. 28 – 29.
  2. Химия: лабораторный практикум (в соавторстве). – Псков: Изд-во ППИ, 2006. – 96с.
  3. Развитие познавательного интереса учащихся в процессе обучения химии// Естествознание и математика: Труды ППИ. – Псков: ППИ, 2008. – №12.1. – С. 14-17.
  4. Определение тепловых эффектов процессов нейтрализации, растворения и гидратации (в соавторстве)// Химия в школе. – М.: Центрхимпресс, 2009. – №1. – С. 58-59.
  5. К вопросу о некоторых технология активного обучения (в соавторстве) // Современное образование: содержание, технологи, качество: Материалы XV международной конференции. – СПб: ЛЭТИ им. В.И. Ульянова (Ленина), 2009. – С. 183-185.
  6. Аналитическая химия: учебно-методическое пособие (в соавторстве). – Псков: ППИ, 2010. – 80 с. Псков: ППИ, 2010. – 80 с.
  7. Генезис ценностных ориентаций современной молодёжи (по материалам социологических исследований 2004, 2014 гг.) // Система ценностей современного общества: Сборник материалов     XXXV
    Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С.162-164.
  8. Демонстрационные опыты по электрохимической коррозии металлов (в соавторстве) // Химия в школе. – М.: Центрхимпресс, 2014. – №7.


Проскурина Алла Владимировна кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Псковского государственного университета.


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Cайт визуально адаптирован под браузер
Mozilla Firefox Скачать/Download
В остальных браузерах сайт может отображаться некорректно!
(IE, Opera, Google Chrome и др.)
Рекомендуется установить программу Adblock. Скачать/Download
Основные источники
ОБД Мемориал Подвиг Народа
Друзья сайта
Песни сайта
Статистика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа